ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ», «О ВСЕБЕЛОРУССКОМ НАРОДНОМ СОБРАНИИ»
С 24 октября по 2 ноября в стране проходит общественное обсуждение проектов законов «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» и «О Всебелорусском народном собрании».
Проект закона «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» разработан в целях приведения норм избирательного законодательства в соответствие с новой редакцией Конституции Республики Беларусь (принята на референдуме 27.02.2022), а также совершенствования его положений с учетом практики применения. Кроме этого, Избирательный кодекс дополняется отдельным разделом, который определяет порядок избрания делегатов Всебелорусского народного собрания от местных Советов депутатов и гражданского общества, и деятельность нового органа власти. В проект закона также заложены нормы, отражающие опыт проведения электоральных кампаний.
Согласно проекту закона Всебелорусское народное собрание является высшим представительным органом народовластия Республики Беларусь, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Организатор общественного обсуждения - Палата представителей Национального собрания Беларуси.
Среди ключевых изменений, планируемых ко внесению в Избирательный кодекс Республики Беларусь предполагается уточнение процедуры выборов депутатов всех уровней в единый день голосования в феврале 2024 года. Предложено исключить порог явки, не образовывать участки для голосования за границей. Закладывается норма составления списков избирателей в соответствии с данными регистра населения, на основе которого будет создаваться регистр избирателей. Все участковые комиссии будут компьютеризированы и т.д.
Всебелорусское народное собрание будет наделено широкими полномочиями как высший орган народовластия нашей страны.
Главный принцип его формирования – ВНС должно объединить делегатов от всех регионов и слоев населения, представителей власти и нашего общества.
Разработчики данного законопроекта отмечают, что аналогов правового регулирования порядка формирования и деятельности высшего представительного органа, каким будет ВНС, в международной практике нет. Это наш уникальный национальный правовой опыт, имеющий при этом исторический прообраз - народное вече. Однако стоит отметить, что в нашей стране он апробирован на практике, начиная с 1996 года.
Как подчеркивает Президент, «Мы в нашей стране этот опыт практикуем с 1996 года, а, значит, видим его несомненную ценность. Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации. Собрание - опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы. То есть нам легче будет работать, если эта толока (1,2 тыс., или сколько вы предлагаете человек), соберутся представители оттуда, снизу, которые видят цены в магазинах, гайки крутят и хлеб высевают, и примут решение, в каком направлении двигаться».
При подготовке законопроекта решались 3 основные задачи:
Первая - закрепить такой механизм формирования ВНС, который обеспечивал бы, с одной стороны, авторитет, профессионализм и эффективность работы делегатов ВНС, с другой - легитимность собрания, то есть признание обществом принимаемых собранием решений за счет представительства делегатов от всех ветвей власти, от местных советов депутатов, от гражданского общества. Порядок избрания делегатов от местных советов депутатов и гражданского общества должен быть максимально простым - исключить сложные многоступенчатые процедуры, чтобы лишний раз не вовлекать ЦИК и суды в рассмотрение жалоб, не превращать формирование ВНС в еще одну электоральную кампанию.
Вторая задача - определить порядок реализации конкретных конституционных полномочий ВНС, установив именно в законе рассмотрение судьбоносных для страны решений, начиная от инициирования проведения республиканских референдумов до объявления и введения чрезвычайного или военного положения.
Третья задача - сформировать компактную структуру органов ВНС, четко определить полномочия председателя, функции президиума, чтобы они не пересекались с компетенцией собрания и не подменяли его.
В вопросах формирования ВНС положены главные принципы:
- народовластие;
- демократичность.
Одну часть будут составлять представители законодательной, исполнительной, судебной власти, действующий Президент (~ 440 делегатов). Следующая часть – это представители местных советов депутатов (максимально – 350 человек). Еще одна часть делегатов – представители гражданского общества (предприниматели, партии, общественные организации и движения, иные негосударственные организации (предельное число – 400 человек).
Данный принцип формирования состава высшего представительного органа позволит учесть интересы различных слоев населения, обеспечить их справедливые представительства.
При этом делегаты ВНС будут работать на общественных началах, будут заниматься только теми вопросами, которые не будут входить в компетенцию других органов власти.
Закон о ВНС должен быть принят до 15 марта 2023 года, когда истекает год с момента вступления в силу обновленной Конституции Республики Беларусь.