ГУО «Кормянский районный социально-педагогический центр»
Рекомендации педагогам и родителям по профилактике аддиктивного поведения
Аддиктивное поведение (от англ. addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.
Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.
Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера.
Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция.
Алкоголизм – хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления напитками. Такая болезнь сама по себе – расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).
Наркомания – болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настойчивой потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения.
Токсикомания – заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков.
Алкоголизм, наркомания и токсикомания вызывают зависимость.
Зависимость по определению ВОЗ есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества».
Зависимость разделяется на психическую и физическую.
Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или непреодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.
Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими расстройствами.
Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивиуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микро-социальных условиях своей позитивной социальной роли соответствующей его возможностям.
Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону.
Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматривается ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, образовать, вызывать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации.
Рассмотрим один из видов аддиктивного поведения – это табакокурение.
Если вы узнали, что ваш ребенок, сын или дочь курит. Что делать? Для вас это неожиданность. Первая мысль, которая приходит в голову – строго наказать, запретить раз и навсегда, чтобы это никогда не повторялось. Однако не будем спешить.
1. Является ли наказание средством борьбы с курением? Многие родители думают, чем строже наказание за курение, тем лучше оно подействует. Однако, это далеко не так, наказание ожесточает ребенка, разрушает доверительные отношения с родителями, вызывает обиду, но отнюдь не всегда приводит к отказу от курения. Это знают все сторонники «жестоких» методов: за одним наказанием последует другое, еще более суровое. Но подросток продолжает курить. Наказание не устраняет причин раннего курения! Оно только наносит ущерб доверию ребенка к родителям.
2. Следует ли пугать последствиями курения? Обнаружив, что ребенок курит, родители, как правило, стремятся срочно проинформировать его о вреде курения. При этом, желая немедленно достичь нужного эффекта, наряду с полезной, важной для подростка информацией дают бесполезную. Например, говорят о пагубных последствиях курения в далеком будущем: через 50 лет у тебя будет рак, больное сердце, плохой цвет лица…
Такая отсроченная на десятки лет «расплата», не производит на подростка ожидаемого впечатления. Далекое будущее представляется ему маловероятным. Кроме того, многие подростки не понимают, что бросить курить трудно. Они считают, что смогут отказаться от сигарет, когда захотят. Эту иллюзию нужно разрушить.
Нередко родители прибегают к недостоверной, но запугивающей информации, например: «Если ты будешь курить, у тебя выпадут волосы и зубы», «Ты станешь умственно неполноценным» и т. д. Такая информация, конечно, пугает подростка, если он мнителен, может привести к нарушению психики – вызвать постоянный страх за свое здоровье. Вместе с тем, со временем подросток удостовериться в ложности этих сведений (ведь телепередачи и научно-популярные журналы доступны всем) и потеряет доверие к родителям не только в связи с проблемой курения.
Не надо запугивать подростка, информация о вреде курения должна быть достоверной и актуальной.
3. Почему подростки нарушают запрет на курение?
Подросткам запрещено курить. Это правомерное требование должно соблюдаться во благо самих детей. Однако это справедливый запрет нарушается подросткам при нарушении ряда условий:
- Когда запрет носит внешний, формальный характер: нельзя курить дома или в школе, а на улице, во дворе – можно, там никто не сделает замечание, хотя сейчас по закону, в общественных местах курение запрещено;
- Когда запрет не мотивирован. Часто взрослые не берут на себя труд обосновать свои требования. Как, например, в таком диалоге: «Курить нельзя» - «Почему?» - «Потому, что нельзя…».
Такое «обоснование», может быть, удовлетворит младшего школьника, но не подростка, склонного анализировать высказывания взрослых.
- Когда запрет носит «несправедливый» характер. Нередко и родители, и учителя взывают к «взрослости» подростка, требуют от него самостоятельности в поступках и принятии решения. И в то же время курят при нем, тем самым наглядно демонстрируя ту «пропасть», которая отделяет «настоящих» взрослых от «ненастоящих».
Открытое курение взрослых подростки воспринимают как возрастную привилегию, курение делается в их глазах материальным атрибутом взрослости.
Курение родителей и учителей в присутствии подростков недопустимо! Запрещение курения для подростков должно быть обосновано и мотивировано.
4. Какое влияние оказывают курящие родители на начало курения детей?
На вопрос: «Будет ли курить ваш ребенок?» - большинство опрошенных курящих родителей ответили отрицательно. К сожалению, статистика говорит о другом: 80% курильщиков выросли в семьях, где родители курили, следовательно, родители не осознают своего «вклада» в приобщение детей к курению и другим вредным привычкам.
С самого раннего возраста ребенок видит в доме красивые коробки сигарет, зажигалки, пепельницы, нередко играет с ними. Он видит своих родителей и их гостей курящими и исподволь привыкает к табачному дыму. Ребенок стремится подражать родителям, перенимает их реальное бытовое отношение к курению, которое не составляет словами о вредности этой привычки.
Взрослые не уронят своего авторитета, если откровенно признаются детям в своей слабости: в силах избавиться от этой пагубной привычки. Это создает у детей правильное отношение к курению и повысит доверие к родителям.
5. Что делать, если подросток все-таки начал курить?
- Прежде всего, задуматься о конкретных причинах появления этой вредной привычки, а не пытаться сию же минуту пресечь ее строгим наказанием.
- Ознакомиться с доступной литературой, другими материалами и источниками, содержащими обоснованную информацию о вредном влиянии курения на здоровье, особенно на организм подростка и донести эту информацию до его сознания. Вместе с тем не давать подростку ложной устрашающей информации.
- Создать и беречь обстановку доверительности в отношениях с сыном или дочерью. Узнав о появлении вредной привычки, не унижать и не наказывать подростка, не делать вид, что вы его больше не любите. Выбрать подходящий момент и в спокойной доверительной беседе попытаться обсудить с ним возникшую проблему.
- Запрет курения должен быть не только аргументирован научно, но и мотивирован житейски. При этом помните, что эмоциональный взрыв может привести к тому, что подросток замкнется и помочь ему станет значительно труднее.
- Курение в подростковом возрасте нередко свидетельствует о неблагополучии в семье. В частности, это может означать, что ваш ребенок не удовлетворен своей ролью в семье, и ему нужно помочь почувствовать себя более взрослым.
- Обратить пристальное внимание на отношения подростка со сверстниками, стараться оберегать его от влияния курящих друзей.
- Помнить, что поскольку причины курения вызревают постепенно, то преодолеть эту привычку удается не сразу. Поэтому родителям нужно запастись терпением, а не пытаться решить проблему решительным нажимом.
- Если вы сами курите, то задумайтесь, не явились ли вы примером для своего ребенка?
6. Что отвечать на вопрос «Почему же взрослые курят, если это так вредно?».
Когда говоришь подростку, что курить вредно, часто слышишь в ответ, что это неправда, т.к. курят многие взрослые, в частности, учителя и врачи, и что нередко курящие доживают до преклонных лет. Почему же курят взрослые и сказывается ли курение на продолжительности жизни? К сожалению, среди взрослого населения нашей страны курят около 50% мужчин и 10% женщин. Большинство из них начали курить с детства. Почти 80% взрослых курильщиков хотели бы бросить курить и делали такие попытки, но безуспешно. Из регулярно курящих немногим более чем 20% удается бросить курить, поскольку у курящего слишком большая зависимость от сигареты и он становится ее рабом.
Такая зависимость от табака наиболее выражена у начавших курить с детства. Весьма характерно, что к концу учебы в институте более половины курящих студентов хотели бы бросить курить из-за ухудшения здоровья – и это в период расцвета, когда человек имеет все возможности быть здоровым, когда у него впереди самые интересные, самые плодотворные годы.
То, что курение не сказывается на продолжительности жизни, - иллюзия, миф. Просто срабатывает психологическая закономерность: человек запоминает только хорошее, например: долгую жизнь близкого человека, который курил. В действительности курящие доживают до старости редко, но такие случаи бросаются в глаза и действуют успокаивающе на курящих.
Если у подростка курят родители или хорошие знакомые, то целесообразно обсудить с ними проблему курения. Ответ, как правило, однозначен – это вредная привычка, от которой не удается избавиться. Конечно, среди курящих встречаются и «самоубийцы», не верящие во вред табака и надеющиеся, что их не коснется драма последствий курения – развитие хронических заболеваний и преждевременная смерть. Такие люди похожи на тех, кто переходит улицу в неположенном месте или на красный свет. Иногда это удается…
Иногда люди начинают курить, будучи взрослыми. Причины этого разные, но часто это влияние окружающих. Так, что курящее приносят тройной вред – себе, окружающим (пассивное курение) и тем, кого вовлекают в курение.
Для профилактики курения необходимо проводить уроки профилактики курени, а также общешкольные профилактические мероприятия. Например, провести конкурс рисунка, отражающий вред курению (Курение и дети, вред курения, антиреклама курения и т.д.), антитабачная викторина, «Суд над сигаретой».
Дети учатся жить у жизни
· Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
· Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
· Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
· Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
· Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
· Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
· Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
· Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
· Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
· Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
· Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.