Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ВОСПИТАНИЯ

Дата: 11 декабря 2018 в 23:48, Обновлено 5 июня в 11:33

Обновленная Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: преемственность и новации

В ежегодном послании Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко к белорусскому народу отмечено, что интеграция образования и науки — веление времени. Таким образом, перед педагогической наукой поставлена задача «активизации формирования патриотического мировоззрения людей, развития интеллектуального и творческого потенциала нации. Идейная основа общества и государства должна быть основательной и прочной!». Глава государства отметил также, что «перед нашим народом стоит задача сберечь величайшие ценности — мир, порядок и независимость Беларуси. ‹…› Очень важно, чтобы молодые люди участвовали в развитии общества, учились жить по его законам — правовым и нравственным, становились подлинными патриотами своей Родины».

Таким образом, воспитание патриотически настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, является основным ориентиром воспитания в контексте социального заказа общества.

Прошедший год стал важным этапом в развитии системы воспитания страны. Разработана новая редакция Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (далее — Концепция). В нее внесены необходимые изменения в соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании, а также отражены основные направления воспитания, ставшие актуальными и востребованными в последние годы.

Концепция утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82. Этим же постановлением признана утратившей силу Концепция 2007 года. В обновленной Концепции уточнены цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе.

Данный документ стал логическим продолжением предыдущих концепций, разработанных в 1999 и 2007 году. В 1999 году в контексте реформирования системы образования впервые на постсоветском пространстве была разработана Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, в основу которой был положен культурологический подход. Разработка документа явилась отправным моментом в становлении национальной системы воспитания суверенной Беларуси, объединив и систематизировав существовавшие до этого разрозненные авторские и ведомственные концепции по отдельным уровням образования и направлениям воспитания. Документ обозначил ориентиры в практике воспитания подрастающего поколения в новом тысячелетии. Реализация Концепции повлекла за собой необходимость разработки соответствующих программ как на республиканском, так и на региональном, местном, уровне, в каждом учреждении образования. Это определило системный характер воспитания в стране в целом. Концепция была успешно реализована с учетом заданных в ней направлений.

В 2007 году ввиду изменившихся реалий и приоритетов воспитания была разработана Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, которая стала логическим продолжением первого национального документа. К таким приоритетам были отнесены формирование у детей и учащейся молодежи социального оптимизма и гражданской зрелости, умения взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране и мире, способность самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности и поведения. Основополагающим при разработке документа стал принцип непрерывности воспитания на всех уровнях образования.

Обновленная Концепция сохранила и закрепила принципы непрерывности и преемственности воспитания в системе образования страны, гуманистический, аксиологический, системный, компетентностный, деятельностный, культурологический, личностно ориентированный подходы к его содержанию.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности. Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

Достижение цели воспитания предполагает решение следующих основных задач:

  • формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии;
  • подготовка к самостоятельной жизни и труду;
  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры личности;
  • овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни;
  • формирование культуры семейных отношений;
  • создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.

В качестве основных приоритетов воспитания в Концепции закреплены последовательное и активное содействие становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина.

Основные требования к организации воспитания детей и учащейся молодежи:

  • осуществление воспитания на уровне, обеспечивающем его высокое качество (эффективность / результативность);
  • соответствие содержания, форм и методов воспитания его целям и задачам;
  • системность и единство педагогических требований;
  • реализация концептуальных подходов к воспитанию;
  • создание условий для развития творческих способностей детей и учащейся молодежи, включение их в различные виды социально значимой деятельности;
  • преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуально-личностных, гендерных особенностей детей и учащейся молодежи, их здоровья, потребностей и интересов;
  • профилактика противоправного и небезопасного поведения, зависимостей, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;
  • применение интерактивных форм и методов работы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, реализация подхода «равный обучает равного»;
  • педагогическая поддержка органов самоуправления, детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив;
  • включение вопросов воспитания в содержание дополнительного образования педагогических работников всех уровней системы образования.

Как и в предыдущей Концепции, в обновленном документе сохранен подход к организации воспитания с учетом возрастных особенностей обучающихся. Отмечены особенности процесса воспитания для воспитанников учреждений дошкольного образования, обучающихся на I, II, III ступенях общего среднего образования, учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В документе четко обозначены основные составляющие воспитания, содержание которых подробно описано ниже.

В качестве самостоятельной главы выделено «Идеологическое воспитание», которое рассматривалось ранее как составляющая гражданской культуры личности.

Идеологическое воспитание реализуется в контексте идеологии белорусского государства, где особое место занимают государственный суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, социальная справедливость, экономическое благосостояние, развитие гражданского общества. Идеологическое воспитание направлено на формирование ценностных ориентаций, моделей поведения личности в обществе.

Содержание идеологического воспитания включает формирование мировоззрения как системы взглядов на окружающий мир, общество, других людей и самого себя; формирование целостной, политически грамотной, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности, когда обучающийся проявляет себя не только как объект, но и как субъект государственной идеологии.

Определены следующие условия идеологического воспитания:

  • идеологическое воспитание осуществляется в ходе образовательного процесса, включая повседневную внеучебную и досуговую деятельность;
  • профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогических работников;
  • последовательное усвоение обучающимися основ научных знаний, прежде всего предметов социально-гуманитарного блока или социально-гуманитарных дисциплин, является предпосылкой присвоения ими гуманистических ценностей, формирования научного мировоззрения, волевых качеств, культуры поведения и деятельности является предпосылкой формирования у них гуманистических ценностей, научного мировоззрения, волевых качеств, культуры поведения и деятельности);
  • поэтапное становление идеологической убежденности личности, включающее овладение знаниями, принятие и формирование ценностей и убеждений, сознательное участие в общественно значимой деятельности белорусского общества и государства.

Политическая культура рассматривается в структуре идеологического воспитания как важнейшая составляющая общей культуры личности, одна из основных форм проявления общественного сознания в виде устойчивой мировоззренческой позиции и практических действий, в которых выражается социальный выбор личности. Политическая культура зависит от степени понимания личностью процессов, происходящих в обществе и государстве. Толерантность выступает как составляющая политической культуры.

Содержание воспитательной работы по формированию политической культуры личности определяется необходимостью обретения обучающимися социального опыта, накопленного обществом, и предполагает усвоение политических знаний, ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь, получение опыта общественной деятельности, понимание сложности социально-политических процессов, выработку умения делать выбор и нести за него ответственность.

К условиям формирования политической культуры личности относятся:

  • ознакомление обучающихся с основами политических знаний, выработка политических ценностей и идеалов в контексте идеологии белорусского государства;
  • изучение истории, обычаев и традиций белорусского народа и народов других стран;
  • формирование у обучающихся умений жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму;
  • разнообразие организационных форм воспитания;
  • вовлечение обучающихся в социально и общественно значимую деятельность; педагогическая поддержка социальных инициатив.

Еще одной неотъемлемой составляющей идеологического воспитания является информационная культура личности, которая определяется как качественная, динамичная характеристика жизнедеятельности человека в области передачи, хранения и применения информации, основанная на информационно-коммуникационной компетентности. Информационная культура способствует овладению знаниями, умениями, навыками в области информационных технологий и позволяет эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении. Информационная культура предполагает воспитание личной ответственности за распространение информации.

Содержание деятельности по формированию информационной культуры направлено на выработку самостоятельного, критического восприятия информации, умений пользоваться информационными ресурсами, критически воспринимать, оценивать информацию, анализировать ее, выделять главное, превращать полученную информацию в собственное знание, проявлять инициативу, находить решение проблем.

Составным элементом в процессе формирования информационной культуры является обеспечение информационной безопасности. Последняя понимается как состояние защищенности детей и учащейся молодежи, при котором минимизирован риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию.

К условиям формирования информационной культуры относятся:

  • создание в учреждениях образования информационно-образовательной среды, направленной на формирование системно-информационной картины мира и информационной компетентности обучающихся;
  • наличие и совершенствование в учреждениях образования необходимой информационно-технической базы;
  • наличие у педагогических работников и обучающихся знаний в области современных информационно-коммуникационных технологий;
  • использование в воспитательном процессе ресурсов «медиаобразования» (СМИ: прессы, радио, телевидения, Интернета);
  • системность, качественный отбор информации и адресность информационного воздействия;
  • стимулирование активности и проявление творческой инициативы обучающихся в практической деятельности;
  • систематическая рефлексивная оценка обучающимися результатов своей деятельности;
  • обеспечение информационной безопасности участников образовательного процесса.

Третья глава Концепции посвящена гражданскому и патриотическому воспитанию.

Гражданственность рассматривается как интегративное качество личности, ориентированной на достойное, ответственное и социально значимое исполнение социальных ролей. Патриотизм — система знаний, ценностей, практических действий личности, общества и государства, направленных на развитие, процветание и обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь; мировоззренческое основание и глубокое чувство любви к Отечеству, готовность защищать его.

Содержание воспитательной работы по формированию  гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных, духовных традиций белорусского народа, идеологии белорусского государства, правовых знаний, формирование готовности к исполнению гражданского долга, правовой ответственности. Это работа, направленная на воспитание социально зрелого и профессионально компетентного, ответственного, открытого инновациям, приверженного высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям человека.

К условиям воспитания гражданственности и патриотизма личности относятся:

  • осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
  • воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь), органам государственной власти страны;
  • формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне; формирование нравственной, правовой и политической культуры;
  • повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин;
  • пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
  • неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
  • развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического (студенческого) самоуправления;
  • наиболее полная реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин.

Правовая культура личности является неотъемлемой составляющей воспитания гражданственности и патриотизма и представляет собой совокупность правовых знаний и способность их полной правильной реализации в различных видах деятельности. Правовая культура предполагает сочетание правовых знаний с нравственными идеалами и ценностными ориентациями личности.

Содержание воспитательной работы по формированию правовой культуры личности направлено на усвоение систематизированных знаний о праве, основах законодательства Республики Беларусь, формирование законопослушного поведения, понимания обучающимися ответственности за противоправные действия. Оно также включает формирование адекватной самооценки личности обучающегося и поведения, которое проявляется в реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению своих обязанностей как гражданина Республики Беларусь, готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы.

К условиям воспитания правовой культуры личности относятся:

  • совершенствование системы защиты прав и интересов обучающихся, в том числе посредством действенной системы ученического (студенческого) самоуправления;
  • организация правового просвещения педагогических работников, обучающихся и их законных представителей; профилактика противоправных действий;
  • создание в учреждениях образования атмосферы взаимоуважения, взаимной ответственности;
  • использование разнообразного содержания, методов, приемов и средств правового воспитания;
  • контроль (самоконтроль) за соблюдением прав и обязанностей обучающихся;
  • взаимодействие учреждений образования, семьи, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций, других заинтересованных в правовом воспитании обучающихся.

Четвертая глава Концепции посвящена духовно-нравственному воспитанию, которое направлено на формирование нравственной культуры личности и предполагает приобщение обучающихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям. Нравственная культура характеризуется степенью освоения обучающимися морального опыта общества, мерой воплощения этого опыта в поведении и отношении с другими людьми, выражается в потребности в нравственном самосовершенствовании.

Содержание духовно-нравственного воспитания включает в себя формирование у обучающихся представлений о нравственных основах общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сочувствия и сопереживания, любви, доверия и расположения к людям, долга и др.); воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия, честности, справедливости, скромности и деликатности, трудолюбия и др.); формирование норм поведения (вежливости, тактичности, человеческого достоинства, уважения к старшим, соблюдения правил этикета и др.).

В качестве условий духовно-нравственного воспитания выделены следующие:

  • духовно-нравственная и этическая позиция педагогических работников, законных представителей обучающихся;
  • нравственно благоприятная среда в учреждениях образования, позитивное взаимодействие участников образовательного процесса;
  • накопление, актуализация и реализация духовно-нравственного потенциала в деятельности и поступках обучающихся;
  • педагогическая поддержка потребности личности в духовно-нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала;
  • опора на культурные и духовно-нравственные традиции белорусского народа, использование потенциала общественных, религиозных, детских и молодежных организаций.

Новой главой Концепции является «Поликультурное воспитание». В документе отмечено, что поликультурное воспитание направлено на формирование у обучающихся умений жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму.

Содержание поликультурного воспитания включает усвоение многоплановых ценностей и традиций, подготовку к межкультурному взаимодействию. Поликультурное воспитание основывается на принципах толерантности, уважения к иным народам и культурам, равенства и сосуществования социальных групп, представителей рас, религий, этносов.

Условиями поликультурного воспитания являются:

  • организация в учреждениях образования воспитательной среды, благоприятной поликультурной атмосферы, способствующей налаживанию межкультурного диалога;
  • знание педагогическими работниками современной национальной и конфессиональной ситуаций, современных молодежных субкультур; формирование у педагогических работников установки на позитивную обратную связь с обучающимися, независимо от их культурной принадлежности;
  • освоение педагогическими работниками технологий формирования у обучающихся навыков конструктивного взаимодействия, включающих такие формы и методы работы, как диалог, дискуссию, моделирование, социальное проектирование, ролевые игры и др.;
  • организация исследовательской и проектной деятельности в области поликультурного воспитания; вовлечение обучающихся в обсуждение особенностей культурной самоидентификации, причин межкультурных конфликтов.

В самостоятельную главу Концепции выделено «Экономическое воспитание».

Экономическое воспитание направлено на формирование экономической культуры личности, характеризующейся владением базисными основами экономических знаний, раскрывающих мировоззренческую сущность человеческого капитала, сформированными умениями и навыками деловой активности, самостоятельной трудовой жизни, организации собственного дела, готовностью принимать оптимальные решения в реальной жизнедеятельности; развитостью таких социально востребованных личностных качеств, как инициатива, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, стремление к достижениям и полноценной самореализации.

Содержание экономического воспитания реализуется посредством развития молодежного предпринимательства, приобщения детей и молодежи к социально значимой деятельности через создание и функционирование учебных фирм, компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, стартап-центров и т. д. Стимулирующую роль в реализации содержания экономического воспитания призваны играть соревновательные мероприятия: конкурсы, фестивали, стартапы, форумы и т. д.

Условиями экономического воспитания являются:

  • формирование потребности в экономических знаниях и деятельности;
  • развитие экономически значимых качеств личности;
  • содействие позитивным молодежным инициативам в инновационной деятельности и предпринимательстве;
  • создание нормативной базы, обеспечивающей регламентацию деятельности учебных структур молодежного предпринимательства.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности предполагает приобщение обучающихся к соблюдению правил безопасности, приобретение ими знаний и навыков действий в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций. В процессе воспитания происходит формирование представления о необходимости соблюдения мер безопасности, неприятия нарушений правил безопасности жизнедеятельности, формирование знаний в области безопасности жизнедеятельности, обучение действиям в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

К условиям воспитания культуры безопасности жизнедеятельности относятся:

  • обеспечение организации безопасности жизнедеятельности обучающихся;
  • организация межведомственного сотрудничества на республиканском, региональном и местном уровнях;
  • педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, созданных для выполнения задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • практическая деятельность обучающихся по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Культура здорового образа жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности за индивидуальное и общественное здоровье; наличии типичных форм и способов повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющих и совершенствующих резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Содержание воспитания культуры здорового образа жизни направлено на усвоение обучающимися многогранности понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; приобщение к занятиям физической культурой и спортом; формирование культуры питания, труда и отдыха; формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения в целом и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению алкоголя, табачных изделий (в том числе спайсов, электронных сигарет) и наркотических веществ в частности.

Условиями воспитания культуры здорового образа жизни являются:

  • сотрудничество учреждений образования с семьей, учреждениями, подведомственными министерствам здравоохранения, спорта и туризма Республики Беларусь, другими заинтересованными;
  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и его пропаганда, при этом педагогический коллектив выступает как эталон ведения здорового образа жизни;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; формирование антинаркотического барьера посредством системы профилактических занятий, включающих создание социальной среды (свободного от психоактивных веществ образовательного и воспитательного пространства), информирование, активизацию личностных ресурсов обучающихся, организацию деятельности, альтернативной зависимому поведению; формирование самосохранительного поведения и стиля жизни молодежи;
  • систематические занятия обучающихся физической культурой, спортом и туризмом;
  • организация воспитания в процессе оздоровительного отдыха.

Восьмая глава Концепции посвящена экологическому воспитанию, что подчеркивает возрастание его значимости в современных условиях. Экологическое воспитание направлено на формирование экологической культуры личности, определяется универсальным значением природы для человека и общества. Оно включает в себя знания о компонентах и их взаимосвязях в системе «человек — общество — природа», а также нравственное и эстетическое отношение к природе.

Содержание экологического воспитания включает усвоение знаний о природных объектах, процессах и явлениях, их взаимообусловленности; приобщение к ценностям экологического характера. Формируется социальная база для реализации идеи устойчивого развития общества. В данном контексте важным аспектом выступает использование традиций народной педагогики, отражающих бережливое отношение людей к природе.

Условия экологического воспитания:

  • сочетание различных форм, методов и средств формирования у обучающихся экологической культуры;
  • практическая деятельность обучающихся по охране природы;
  • взаимодействие учреждений образования с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями и объединениями, субъектами природоохранной деятельности.

Глава девятая — «Трудовое и профессиональное воспитание». Трудовое воспитание направлено на формирование у обучающихся ценностного отношения к труду, осознание социальной значимости профессиональной деятельности; выработку трудолюбия, ответственности, самостоятельности, конкурентоспособности, инициативности, предприимчивости, стремления к достижению высоких результатов. В основе трудового воспитания лежит деятельность, включающая умственную и физическую активность по достижению конкретных результатов.

Содержание трудового воспитания включает формирование профессиональной культуры личности, понимания пользы труда, потребности в трудовой деятельности, культуры трудовой деятельности в современных условиях, поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, осознание ими трудовой и умственной активности как условий социальной и личностной успешности, ознакомление с возможностями личностного и профессионального становления и их роли в успешной деятельности рабочих и специалистов.

К условиям трудового воспитания относятся:

  • оптимальное сочетание различных видов трудовой деятельности обучающихся (в семье, социуме, учреждении образования, на производстве);
  • развитие трудовой активности в процессе организации общественно полезного труда;
  • сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм трудовой деятельности;
  • обеспечение соответствия содержания и качества трудового воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
  • развитие творческого подхода к профессиональной деятельности;
  • взаимодействие учреждений образования с учреждениями производственной, социокультурной сферы.

Культура умственного труда — духовная культура человечества, включающая в себя качественный уровень интеллектуального развития индивида; совокупность форм, методов, средств познания, осмысления и преобразования человека и условий его бытия. Выступая как социальное общественное явление, культура умственного труда воспринимается, осваивается и воспроизводится каждой личностью индивидуально с учетом ее психофизиологических особенностей и конкретных социальных условий. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры умственного труда личности направлено на воспитание таких базовых компонентов, как потребность и способность человека к непрерывному самовоспитанию и самообразованию, развитию речи, памяти, воображения, интуиции и других качеств мышления; на реализацию познавательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей и ведущих видов деятельности, самосовершенствование, самоорганизацию и саморегуляцию учебной деятельности; развитие продуктивных (креативных) способностей мышления.

К условиям воспитания культуры умственного труда личности относятся:

  • непрерывный характер учебной деятельности;
  • создание обучающимися интеллектуального продукта;
  • педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации;
  • развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Еще одним компонентом данного направления воспитательной работы является профессиональное становление личности, которое представляет собой поэтапное углубление профессиональных компетенций обучающихся в процессе учебной и профессиональной деятельности.

Профессиональное становление личности направлено на ее самореализацию в учебно-профессиональной деятельности, выработку стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям, интересам обучающихся и потребностям общества, и включает формирование у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях; формирование профессиональной компетентности, разностороннее развитие (значение иностранного языка, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, ориентация на здоровый образ жизни и физическое развитие и др.); развитие лидерских качеств и организаторских способностей.

Условиями профессионального становления личности являются:

  • направленность образования на решение задач профессионального самоопределения и воспитания;
  • профессиональная ориентация обучающихся (построение позитивных жизненных и профессиональных планов и др.);
  • создание ситуации выбора на каждом этапе предпрофессионального и профессионального образования обучающихся;
  • дифференциация целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
  • обеспечение взаимодействия в процессе профессионального становления обучающихся с семьей, производственными, сельскохозяйственными подшефными и другими предприятиями и организациями;
  • популяризация профессиональных достижений обучающихся;
  • развитие информационного обеспечения профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Десятая глава Концепции посвящена воспитанию психологической культуры, потребности в развитии и саморазвитии личности.

Психологическая культура личности является частью базовой культуры личности, позволяющей эффективно самоопределяться и реализовываться в социуме. Формирование психологической культуры основано на гуманистических отношениях между субъектами воспитания, личностном опыте обучающегося.

Содержание воспитания психологической культуры личности направлено на развитие ее эмоционально-ценностной сферы, творческого потенциала и ресурсных возможностей; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности; развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного развития и поведения; стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации.

Развитие личности представляется процессом и результатом вхождения (или перехода) индивида в новую образовательную среду и характеризуется направленностью на освоение новых компетенций, качеств, отношений, опыта. Саморазвитие проявляется в самостоятельном и осознанном построении перспектив своего развития в жизни, образовательной деятельности, труде, отношениях и поиске путей совершенствования себя. Потребность в развитии и саморазвитии личности содействует формированию психологической культуры.

К условиям воспитания психологической культуры личности относятся:

  • создание гуманной воспитывающей среды и образовательного пространства, направленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и эмоционально-ценностной сферы личности;
  • эффективное психологическое сопровождение и освоение социально-психологических компетенций в образовательном процессе, формирование индивидуально-психологических качеств личности;
  • психологическое просвещение и диагностика, способствующие самопознанию и саморазвитию обучающихся;
  • скоординированное взаимодействие организаторов образовательного процесса, содействующее личностному, социальному и профессиональному развитию и саморазвитию обучающихся.

Саморазвитие рассматривается как необходимая составляющая психологической культуры личности и характеризуется относительно стойкими количественными и качественными изменениями в ее сознании, социальном поведении, деятельности, происходящими под влиянием внешних и внутренних факторов в определенных условиях образовательной среды. Это внутренне мотивированная деятельность личности, направленная на самоопределение в системе жизненных ценностей и целей, наращивание позитивных и подавление негативных личностных качеств, обусловленная потребностью в самоутверждении, осознании своей социальной значимости.

Содержание психологического сопровождения по формированию потребности в развитии и саморазвитии личности заключается в выработке у обучающихся навыков самоисследования, проектировании программ своего будущего, развитии способности к самоактуализации и личностному росту.

Условиями воспитания потребности в развитии и саморазвитии обучающихся являются:

  • фасилитация стремлений ребенка, ориентированных на саморазвитие, стимулирование личности к освоению изменяющейся действительности и собственному развитию;
  • переход от педагогического проектирования личности ребенка к самопроектированию;
  • самооценивание своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым, усложненным действиям и поступкам;
  • участие обучающихся в волонтерской и иной социально значимой деятельности;
  • расширение представлений о себе, формирование адекватной оценки себя и других;
  • проектирование целей и средств достижения желаемого будущего.

Семейное и гендерное воспитание рассматриваются в неразрывной связи и описываются в одиннадцатой главе Концепции.

Семейное воспитание обучающихся предполагает формирование культуры взаимоотношений между полами, ценностного отношения к институту брака и семьи, представлений о важнейших сторонах жизни современной семьи (быт, распределение финансов, труд и отдых, рождение и воспитание детей, нормативные и правовые основы брачно-семейных отношений и др.), ответственном супружестве и родительстве, культуре семейных взаимоотношений.

Содержание семейного воспитания включает знания о правовых основах брачно-семейных отношений, главных функциях и закономерностях развития современной семьи, ролевом поведении в семье, особенностях воспитания детей; навыки конструктивного поведения в типичных семейно-бытовых ситуациях, взаимодействия с ближайшим и удаленным окружением (супругами, детьми, возможными родственниками, друзьями); проявление уважения и заботы о близких и старшем поколении; изучение своей родословной.

К условиям семейного воспитания относятся:

  • признание непреходящей ценности семьи для человека от рождения до смерти;
  • формирование позиции ответственного родительства и супружества;
  • организация подготовки обучающихся к семейной жизни в условиях учреждений образования: реализация учебных программ факультативных занятий, проведение совместных мероприятий учреждений образования с семьей;
  • социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи;
  • популяризация идеи многодетной семьи как общественно признанного и одобряемого института современного общества;
  • интеграция усилий семьи, учреждений образования и других субъектов образовательного пространства для формирования в обществе положительного отношения к институту семьи.

Гендерное воспитание заключается в целенаправленном создании условий, способствующих идентификации личности как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, воспроизводству соответствующего социального опыта, а также в формировании гендерной культуры личности.

Содержание гендерного воспитания заключается в создании у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; усвоении знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные роли»; формировании понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к своей половой принадлежности, любви, браку, материнству и отцовству, недискриминационного отношения к представителям обоих полов, стремления к достижению понимания во взаимоотношениях.

К условиям гендерного воспитания личности относятся:

  • интеграция усилий семьи, работников системы образования, здравоохранения и других заинтересованных лиц в формировании гендерной культуры обучающихся;
  • повышение уровня гендерной культуры педагогических работников и родителей или законных представителей обучающихся, ориентация на гуманистические методы педагогического взаимодействия;
  • создание возможностей детям из неполных семей, детям-сиротам для наблюдения и реализации гендерных ролей в повседневной жизни.

Эстетическое воспитание, которое в Концепции 2007 года рассматривалось в связке с нравственным воспитанием, в обновленном документе выделено в самостоятельную главу. Оно предполагает развитие эстетической культуры — элемента культуры человечества, способствующего преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, гармонии, созидания, творчества) в субъективные потребности обучающихся.

Содержание эстетического воспитания включает усвоение искусствоведческих знаний, воспитание эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами, приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие и реализацию творческого потенциала детей и учащейся молодежи.

Условиями эстетического воспитания являются:

  • реализация потребностей личности в эстетизации среды жизнедеятельности;
  • соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания;
  • формирование эстетики общения: красоты поступка, речи, уважения достоинства личности, культуры выражения чувств;
  • формирование ценностного отношения к художественному творчеству, традициям своей страны, стремления к их освоению и сохранению.

Заключительная глава обновленной Концепции посвящена воспитанию культуры быта и досуга. Культура быта — это совокупность знаний, умений и навыков, потребностей и интересов человека, которые позволяют эстетически, комфортно и удобно организовать свою среду; рационально вести хозяйство, планировать семейный бюджет, выполнять и распределять ежедневные хозяйственно-бытовые обязанности, осознавать их необходимость для успешной жизнедеятельности и развития. Культура быта также включает отношения людей в повседневной жизнедеятельности, гигиену, культуру потребления, эстетику внешнего вида, одежды, жилища и предметов интерьера, желание заниматься домашним бытовым трудом, умение критически оценивать и контролировать собственную бытовую деятельность.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры быта направлено на осознание детьми и учащейся молодежью ее значимости в собственной жизни и жизни окружающих, воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности.

Условиями воспитания культуры быта являются:

  • организация воспитательной среды, способствующей формированию культуры быта;
  • подготовка обучающихся в учреждениях образования к занятиям бытовым трудом;
  • максимальное вовлечение обучающихся в различные виды деятельности, способствующей формированию культуры быта с учетом их интересов, способностей и потребностей;
  • интеграция усилий семьи и работников учреждений образования по формированию культуры быта детей и учащейся молодежи.

Досуг представляет собой совокупность различных видов деятельности, осуществляемых в свободное время, в результате чего происходит развитие личностных качеств, удовлетворяются интеллектуальные, духовные, физические и другие социально значимые потребности человека. Досуговая деятельность охватывает самообразование, приобщение к культуре, общественную активность, общение по интересам и др.

Уровень культуры досуга определяется степенью реализации социокультурного потенциала личности в досуговой деятельности и совокупностью приобретенных ей навыков рационального и содержательного проведения свободного времени.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры досуга направлено на обогащение духовного, интеллектуального и творческого потенциала личности, наиболее полное развитие ее способностей и талантов, приобщение к культурным ценностям, творческую самореализацию, сохранение и укрепление здоровья.

Условиями воспитания культуры досуга обучающихся являются:

  • воспитательная направленность культурных мероприятий, формирование позитивной досуговой среды;
  • совершенствование организационных форм досуга, создание условий для творческого развития обучающихся в свободное время;
  • максимальное вовлечение обучающихся в различные виды досуговой деятельности с учетом их потребностей, интересов, способностей; развитие форм семейного досуга;
  • создание условий для формирования и развития самостоятельности, инициативы обучающихся в сфере досуга;
  • поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления, волонтерского движения;
  • совершенствование материально-технической базы и развитие инфраструктуры досуга.

В ходе реализации обновленной Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь ожидаются следующие результаты:

  • успешная социализация личности в современном обществе;
  • сформированность гражданской и правовой культуры, гражданского и национального самосознания, проявление социальной активности обучающихся в процессе идеологического воспитания, деятельности органов ученического и студенческого самоуправления, детских и молодежных общественных объединений;
  • сформированность информационной и политической культуры, умений применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт;
  • обеспечение информационной безопасности, минимизация рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и социальному развитию детей и учащейся молодежи;
  • приобщение обучающихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям;
  • сформированность поликультурной компетентности, умений противостоять политическому и религиозному экстремизму;
  • сформированность умений и навыков деловой активности молодежи; создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, обеспечение оптимальных условий для профессионального самоопределения и обучения, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда;
  • овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни, обеспечение эффективной системы предупреждения противоправного поведения, выявления и профилактики зависимостей в молодежной среде; увеличение количества молодых людей, постоянно занимающихся физической культурой и спортом;
  • сформированность у обучающихся экологической культуры, усвоение ими знаний о природных объектах, процессах и явлениях, их взаимообусловленности;
  • сформированность профессиональной культуры личности, понимания пользы труда, потребности в трудовой деятельности, культуры трудовой деятельности в современных условиях, выработка качеств трудолюбия, ответственности, самостоятельности, развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, осознание ими трудовой и умственной активности как условий социальной и личностной успешности;
  • сформированность психологической культуры личности, гуманистических отношений между субъектами образовательного взаимодействия, развитие всех сфер личности, стимулирование процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации;
  • сформированность семейных ценностей, эффективная подготовка обучающихся к семейной жизни, развитие культуры взаимоотношений между полами;
  • приобщение обучающихся к отечественной и мировой художественной культуре, развитие эстетического отношения к природе и искусству, развитие эмоциональной сферы личности, реализация творческого потенциала детей и учащейся молодежи, обеспечение широких возможностей для их включения в различные виды социально значимой деятельности;
  • осознание детьми и учащейся молодежью значимости культуры быта в собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание человека-хозяина, способного успешно справляться с бытовыми задачами, возникающими в процессе повседневной жизнедеятельности;
  • формирование ответственной, конкурентоспособной личности, готовой к жизни в обществе, эффективной трудовой и профессиональной деятельности, принятию осмысленных решений, способствующих развитию и процветанию Республики Беларусь.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.