Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

БОЛЬ ХАТЫНИ

Дата: 21 марта 2018 в 21:44
409 просмотров

Именно 22 марта 1943-го года были сожжены жители белорусской деревни Хатынь. Среди 149 погибших 75 детей. Мемориал "Хатынь" – дань памяти всем погибшим во время Великой Отечественной войны, трагическое напоминание об ужасах войны.

Боль Хатыни

                                                                Хатыни звон – не прощальный звон,

                                                                Не смиренный звон, а набатный звон.

                                                                                                    Микола Нагнибеда

В августе 1939 года между СССР и Германией был заключён пакт о ненападении. Замаскировав свои агрессивные цели, гитлеровцы активизировали подготовку к войне с Советским Союзом. Наряду с разработкой военно-стратегических планов тщательно готовилась программа чудовищных злодеяний на территориях, которые фашисты предполагали оккупировать.

Государственная тайная полиция фашистской Германии приступила к разработке генерального плана «Ост» - плана массового уничтожения и порабощения народов Восточной Европы, включая народы Советского Союза. Основной целью плана являлось утверждение политического и экономического господства германского империализма на захваченных территориях. План предусматривал уничтожение, разобщение, выселение и превращение в рабов славянских народов, ликвидацию их государственной самостоятельности и национальной культуры.

Среди подготовленных документов плана «Ост» наиболее откровенны замечания и предложения начальника отдела колонизации 1-го главного политического управления министерства по делам оккупированных восточных областей Ветцеля, согласно которым 25% белорусов предполагалось онемечить, а 75% подлежали уничтожению. Гитлер заявлял: «Мы обязаны истреблять население – это входит в нашу миссию охраны германского населении. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы…»

Оккупировав летом 1941 года территорию Белоруссии, фашистские захватчики установили на белорусской земле так называемый «новый порядок» - режим террора, насилия и рабства. Они лишили Белоруссию государственной самостоятельности, расчленив её на части, восстановили буржуазно-помещичьи порядки, лишили белорусский народ социальных и политических завоеваний, элементарных гражданских прав и человеческих свобод.

За три года оккупации на территории Беларуси фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сёл и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 миллионов 200 тысяч советских граждан.

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдёте сегодня этой белорусской деревни.

Она была уничтожена фашистскими карателями весной 1943 года.

5 апреля 1943 года газета Плещеницкого подпольного РК КП (б) «Ленинец» поместила на своих страницах статью «Запомни! Отомсти!» В статье рассказывалось о трагедии деревни Хатынь.

Это произошло 22 марта 1943 года. Специальный карательный отряд фашистов окружил деревню. Ни один из взрослых жителей Хатыни не смог остаться незамеченным. Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев.

Всё остальное население Хатыни, начиная с маленьких детей и заканчивая стариками, фашисты согнали в один из сараев. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми; Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому, Юзику, исполнился один год. В сарай пригнали стариков И.И. Рудака, П.И. Рудак, С.К. Миронович, Ю.А. Карабан, Р.С. Желобковича и совсем маленьких, двухлетних Мишу Желобковича, Лену Миронович, Вову Карабана.

Не дрогнули каменные сердца изуверов, когда они вели на казнь 19-летнюю Веру Ясевич с 7-недельным сыном Толиком.

Когда всё население деревни было согнано в сарай, гитлеровцы заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли.

Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови, содрогалась от мук людских.

149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них – 75 детей. Деревню каратели разграбили и сожгли.

Исчезла ещё одна – уже, которая по счёту! – деревня с географической карты Белоруссии. Но слово «Хатынь» понесло в века гнев, боль и скорбь всех сожжённых белорусских деревень, пепел тысяч уничтоженных советских людей.

Не все хатынцы погибли, как считали каратели.

Три человека – Виктор Желобкович, Антон Барановский, Иосиф Каминский – вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы ещё раз обличить кровавое лицо фашизма, ещё и ещё раз сказать войне «нет!»

Под напором десятков людей рухнули двери сарая и люди, полны ужаса, в охваченной пламенем одежде, бросились врассыпную. Фашисты сразу же открыли по убегавшим огонь.

В горящей одежде, крепко держа за руку семилетнего Витю, бежала Анна Желобкович. Она старалась прикрыть сына от пуль своим телом. И вдруг упала, скошенная свинцовой смертью, упала, увлекая за собой раненого в руку Витю. Так и пролежал он до ухода карателей у трупа самого родного на свете человека – матери, дважды подарившей ему жизнь.

Из девяти детей семьи Иосифа и Анны Барановских в живых остался один – 12-летний Антон. Выбежав из горящего сарая, он был ранен в обе ноги, упал, и гитлеровцы приняли его за мёртвого.

Третий свидетель хатынской трагедии – Иосиф Иосифович Каминский. Израненный, обгоревший, он нашёл среди трупов односельчан изувеченное тело своего сына Адама и услышал его последние предсмертные слова.

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами, в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса «Хатынь».

Белорусские архитекторы Ю.М. Градов, В.П. Занкович, Л.М. Левин, скульптор С.И. Селиханов и главный инженер В.П. Макаревич разработали проект комплекса. Первая его очередь была завершена в конце 1968 года.

Открытие второй очереди мемориала состоялось 5 июля 1969 года, в дни празднования 25-летия освобождения Беларусиот немецко-фашистских захватчиков.

Авторы мемориала смогли глубоко осмыслить трагедию мирных советских людей. Они вдохнули жизнь, вложили душу в камень и бронзу, и эти неподатливые материалы заговорили сурово и гневно.

Бежит, устремляясь вперёд, широкая асфальтированная лента шоссе Минск – Витебск. Обычные дорожные знаки по сторонам. И вдруг справа, на 54-м километре, - тревожный указатель…

Смолкают песни, обрываются оживлённые беседы. Машины меняют маршрут – поворачивают вправо, к месту трагедии. Каждый километр чётко отбивают беломраморные глыбы – первая, вторая, третья, четвёртая, пятая. И вот мемориал.

В центре возвышается бронзовая скульптура Непокорённого Человека – человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть выражены на лице его. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держат тело замученного ребёнка. И, кажется, бронзовые уста Непокорённого говорят: «Будь проклят, фашизм!»

Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Чёрные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно, языком пластики, рассказывают о разыгравшейся здесь трагедии. Сколы в центре как бы подчёркивают её кульминацию.

 Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши-плиты.

Прислушайтесь, люди!

Сердцем прислушайтесь!..

И вы услышите тяжёлый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть 149 хатынских женщин, стариков, детей. Они навсегда слились с многострадальной землёй Хатыни. Их останки покоятся в братской могиле. Над могильным холмом – Венец Памяти из белого мрамора. На нём – обращение вставших из пепла хатынцев к тебе, ко мне, к нам – к живущим:

«Люди добрые, помните:

Любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.

Мы сгорели живыми в огне.

Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.

Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

И наш ответ погибшим:

«Родные вы наши.

Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.

Вы не покорились фашистским убийцам в чёрные дни лихолетья.

Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей советской вовек не погаснет.

Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!»

Остановитесь, люди! Склоните головы!

Дорожка из серых железобетонных плит ведёт экскурсантов к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева – из бетона, и цвет его не радует глаз, он серый, пепельный. Внутри сруба – тревожный силуэт обелиска, увенчанного колоколом. На обелиске – мемориальная плита с фамилиями и именами непокорившихся врагу, заживо сожжённых хатынцев.

Невообразимо волнует сердца открытая перед каждым домом калитка, тоже серая, тоже из бетона, калитка, приглашающая войти в дом, которого нет. Больно становится при мысли, что никогда не заскрипит эта калитка живым деревянным скрипом, никогда не потянет дымком из печных труб-обелисков, никто не напьётся студёной воды из четырёх деревенских колодцев, никогда и никто не услышит на улице звонкого, заливистого смеха жизнерадостной хатынской детворы…

Обелиски, обелиски, обелиски…

И колокола. Их 26. Это хатынский набат. Он усиливает драматизм. Гневно и тревожно рассказывает миру о трагедии белорусской деревни.

И предостерегает: «Люди, будьте бдительны!»

Хатынский мемориал ежедневно посещают тысячи экскурсантов. В скорбном молчании, склонив головы, проходят они по «Кладбищу деревень» и с болью глядят на урны, в которых покоится земля уничтоженных деревень, священная земля, обильно политая кровью наших отцов и матерей, братьев и сестёр, наших соотечественников.

В Беларуси не было такого района, где бы фашисты не сжигали населённых пунктов, не грабили и не убивали мирных людей. Освейский, Кличевский, Хойникский, Бегомльский,  Октябрьский, Любанский и другие районы были разорены до основания.

Летом 1944 года Красная Армия освободила от немецко-фашистских захватчиков всю территорию Белоруссии. Советские люди активно включались в восстановительные работы. Вставали из руин новостройки городов, залечивали раны, частично уцелевшие сёла.

Новые люди пришли на пепелища тех деревень, которые были сожжены фашистами вместе с коренными жителями. Началось второе рождение.

Сейчас в республике насчитываются сотни деревень, переживших трагедию Хатыни и вставших из пепла в послевоенные годы.

Они увековечены в Хатынском мемориале. Вот некоторые из них: д. Байки Пружанского района, д. Баканиха Россонского района, д. Борки Малоритского района, д. Гораны Могилёвского района, д. Дьяковичи Житковичского района, д. Заболотье Малоритского района…

Хатынский мемориал раскрывает ещё одну тему – тему концентрационных лагерей.

260 концлагерей и их отделений было организовано гитлеровцами в Беларуси в 1941 – 1944 годах.

В левой части мемориала в память погибших узников фашистских концлагерей сооружена скорбная «Стена памяти».

По всей длине стены в 128 метров сделаны ниши для мемориальных плит, на которых даны названия концлагерей и мест массового уничтожения советских людей, а также количество уничтоженных.

Сегодня мы приоткрыли одну из самых страшных страниц истории Великой Отечественной войны. Мы, живущие, должны помнить и быть благодарны тем, кто подарил нам мир, счастье, благополучие.

                                                                                    Ю. Поляков

                                                      Ответ фронтовику

                                     Не обожженные сороковыми,

                                     Сердцами вросшие в тишину, -

                                     Конечно, мы смотрим глазами иными

                                     На вашу большую войну.

                                             Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

                                             О горьком победном пути,

                                             Поэтому должен хотя бы наш разум

                                             Дорогой страданья пройти.

                                     И мы разобраться обязаны сами

                                     В той боли, что мир перенёс,

                                     Конечно, мы смотрим другими глазами,

                                     Такими же, полными слёз.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.