ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
По данным Всемирной организации здравоохранения каждый год в мире около 5 миллионов человек погибают в результате травм или несчастных случаев. Это примерно 9% от количества смертей в мире в целом. В Республике Беларусь ежегодно травмируются 800 000 человек. Это цифра заставляет проводить целый ряд мероприятий, направленных на профилактику травматизма.
В последние годы появилась еще одна проблема. Молодежь начала активно пользоваться плеерами. Надевая наушники, а поверх них еще и теплую вязаную шапочку, услышать звук приближающегося поезда практически невозможно. Так, на железнодорожных путях была смертельно травмирована молодая девушка. Пострадавшая переходила дорогу совершенно трезвой. Однако из-за плотных наушников попала под приближающийся поезд и получила смертельные травмы.
В связи с новыми тенденциями, в последние годы молодежь активно делает, так называемое, селфи. Из-за запечатления себя на фронтальную камеру телефона, в 2017 году уже погибли 7 подростков. Люди теряют внимательность и уже не могут услышать ни звук приближающегося поезда, ни сигнал машиниста.
С целью сокращения количества травм, проводится работа по улучшению жилищных и производственных условий, состояния дорог, благоустройство дворов и детских игровых площадок, постоянная профилактическая работа с населением, особенно детьми. Школьникам необходимо напоминать о правилах поведения в стенах учебного учреждения, особенно на уроках физкультуры, правила безопасного поведения на дороге. Взрослые, должны помнить о том, что особенно внимательными надо быть с маленькими детьми, нельзя оставлять их без присмотра.Травмой (повреждением) называется результат внезапного воздействия на человека какого-либо фактора внешней среды, нарушающего анатомическую целостность тканей и протекающие в нем физиологические процессы. Повреждения, повторяющиеся среди детей различных возрастных групп в аналогичных условиях, входят в понятие детского травматизма.
В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма: родовой, бытовой, уличный – транспортный и нетранспортный, школьный (во время перемен, на уроках физкультуры, труда и т.д.), спортивный (при организованных занятиях и неорганизованном досуге), прочий (учебно-производственный, сельскохозяйственный и др.). Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70-75%. К бытовому травматизму относят повреждения, полученные во время пребывания детей в квартире, коридоре, на лестничной площадке, во дворе дома и т.д. Бытовые травмы чаще наблюдаются у детей дошкольного возраста, их количество снижается в школьном возрасте. У грудных детей около трети всех повреждений составляют ожоги и (около 20%) переломы, а также ушибы, падения, отравления, ранения острыми, колющими предметами, попадание в дыхательные пути мелких предметов и рвотных масс. Предупреждение несчастных случаев в быту зависит от взрослых, правильная организация ухода, благоприятные условия окружающей обстановки являются важнейшими факторами предупреждения бытовой травмы. Бытовые травмы у детей дошкольного возраста возникают в основном при падении, ударе о разные предметы. Количество ожогов уменьшается с увеличением жизненного опыта ребенка. Предупреждение травм в этой возрастной группе зависит от соблюдения взрослыми элементарных правил безопасности в быту (правильное хранение спичек, ядовитых жидкостей, осторожное обращение с электроприборами, сосудами с горячей жидкостью и т.п.). У детей школьного возраста наряду с бытовой травмой начинает возрастать частота уличных травм.
Уличная травма является самой тяжелой и в связи с интенсивностью движения на дорогах, не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может привести к инвалидности или даже гибели ребенка. Основные причины – безнадзорность детей, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движения, а иногда, несоблюдение правил движения водителями транспорта, игра на проезжей части улицы.
Несчастные случаи, происходящие во время уроков физкультуры, требуют особого внимания, поскольку большую роль в возникновении этих травм играет недостаточная организация «страховки», особенно во время упражнений на снарядах и прыжках. Для профилактики травм на уроках физкультуры необходимо обучить детей правилам падения, лучше организовать «страховку» во время гимнастических упражнений.
91% детей с повреждениями лечатся в амбулаторных условиях и лишь 9% в стационаре. Это говорит о том, какое большое значение имеет расширение и улучшение амбулаторной травматологической помощи детям и организация детских травматологических пунктов. В нашей поликлинике оказывается амбулаторная медицинская помощь: осмотр хирурга, невролога, лор-врача, врача рентгенолога. При острых хирургических травматологических патологиях больные направляются для осмотра узкими специалистами в клиники города. После выписки из клиники больные получают амбулаторное лечение, диспансерное наблюдение до выздоровления (осмотра педиатра, физиотерапевта, физиопроцедур). В нашей поликлинике нет травмапункта, при подозрении на травму пациенты направляются в УЗ «8-я городская детская клиническая поликлиника» для осмотра травматолога.
Профилактика детского травматизма – это важнейшая медико-социальная проблема. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, нередко становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести к искривлению или укорочению конечности. Рубцы, остающиеся после ожогов, стягивают суставы, ограничивая их подвижность. Недостаточная двигательная активность пальцев, вследствие ранения кисти ограничивает впоследствии выбор профессии. После сотрясения мозга пострадавшие многие годы жалуются на головные боли, бессонницу, плохую память, невозможность сосредоточиться.
Поведение взрослых в быту определяется рядом привычек и действий, которые человек выполняет автоматически, не задумываясь. Однако, когда в доме появляется малыш, надо пересмотреть свое поведение. Так, открытые окна и балконные двери при потере бдительности могут привести к тяжелым последствиям, а неубранные лекарства стать причиной тяжелого отравления малыша, которого привлекают яркие этикетки и разноцветные таблетка. Можно прямо сказать – маленькие дети чаще всего получают травму по вине взрослых. Характерной чертой малыша в возрасте от 1 года до 3 лет является стремление к личному познанию окружающей действительности, его большая подвижность. Вместе с тем, основные двигательные навыки в этом возрасте (ходьба, бег, лазанье), находятся в стадии становления. Поэтому повреждения и травмы, которые возникают у детей, связаны с недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке. Родители должны как можно раньше начать формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности, Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же целью можно использовать картинки, книги, показы диафильмов, видеоролики.
В предупреждении травм у детей большое значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы.
Нередко взрослые относятся к травме ребенка как к непридвиденному случайному несчастью, в котором никто не виноват. Это мнение удобно, оно как бы оправдывает взрослых, снимает с них ответственность за невнимательное отношение к ребенку. Вместе с тем травматизм детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизических особенностей и физических возможностей сына или дочери. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания!